Шри Ауробиндо о супраментальной трансформации и гностической (божественной) жизни на земле

1. ВЫДАЮЩИЕСЯ МЫСЛИТЕЛИ, МУДРЕЦЫ, ФИЛОСОФЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ О ПЕРСПЕКТИВАХ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

            В нашем человеческом стремлении к личному совершенству и совершенству жизни расы – отмечает Шри Ауробиндо – намечаются элементы будущей эволюции, и за них борются, но в путанице полуосвещенного знания. В действительности, происходит раскачивание между тремя принципами нашего идеализма. Согласно первому представлению, растущая жизнь, свобода или совершенство человеческого индивида является конечной целью нашего существования. С этой точки зрения общество является лишь полем деятельности и роста индивидуального человека. Противоположное представление придает коллективной жизни первейшее или единственное значение. Согласно третьему представлению, совершенство человека лежит в его этических и социальных связях с другими людьми. Общество тоже служит всем индивидам, давая им правильные связи, воспитание, образование жизни.

            Однако, разум сам по себе не может долго поддерживать расу на пути прогресса.  В настоящий момент человечество претерпевает эволюционный кризис, в котором сокрыт выбор его судьбы. Человек создал такое устройство цивилизации, которое стало слишком большим, чтобы можно было управлять этим устройством. Рациональная и научная формула виталистического и материалистического человеческого существа и его жизни, поиск совершенного экономического общества и демократический культ среднего человека – вот все то, что современный ум дает нам в качестве разрешения этого кризиса. Существует возможность того, что человеческий разум начнет искать пристанище и возвращение к религиозной идее. Но организованная религия до сих пор не изменила человеческую жизнь и общество. Другое возможное представление – родственное религиозному решению – заключается в управлении обществом высоко духовными людьми, братством или единством всех в одухотворении жизни и общества. Такие попытки тоже предпринимались раньше, но безуспешно. Надежда на настоящее изменение человеческой жизни без изменения человеческой природы является иррациональным и не духовным предположением – подчеркивает Шри Ауробиндо.

            Действительно, проблема перспективы эволюции человеческого существа и общества на протяжении веков рассматривалась древними языческими мистериями, знаменитыми мыслителями, мудрецами и представителями религии, науки и культуры. Проиллюстрируем вышесказанное Шри Ауробиндо и приведем представления отдельных из них:

    *  В книге Мэнли П.Холла «Энциклопедическое изложение…»(Лит-ра, п.3, стр.329) описывается „Признание Братства Розы и Креста ученой Европы“, в которой, в частности, говорится: „Мы заявляем, что Бог перед концом света создаст великий поток духовного сияния, чтобы облегчить страдания человечества. Ложь и тьма, проникшие в науку, искусства, религии и правительства, делающие затруднительным даже для мудрых открытие подлинного пути, будут повержены, и установится единый стандарт, чтобы все могли радоваться плодам истины. Велики будут реформы, которым предстоит свершиться.“ (Чтобы понять глубину этих утверждений, необходимо знать символику розенкрейцеров).

    *  По-новому откроется учение Иисуса Христа, если мы проникнем в его тайный истинный смысл. В Книге Нового Завета (Лит-ра, п.2) „От Иоанна святое благовествование“ Иисус Христос говорит: „Истинно, истинно, говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Кто следует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Куда я иду, туда вы не можете придти; вы от мира сего, Я не от сего мира. Ис­тинно, истинно говорю вам, прежде нежели был Авраам, Я есмь. Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Доселе я говорил вам прит­чами, но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.“

            В книге Мэнли П.Холла (Лит-ра, п.3), раздел „Мистическое Христианство“, говорится, что согласно утверждению предыдущих Мировых Учителей Богочеловек, наделенный всеми качествами Божества, означает скрытую божественность в каждом человеке. Смертные люди достигают божественного состояния через воссоединение с этим Божественным Я. Союз с бессмертным Я и составляет бессмертие, и „спасен“ тот, кто найдет свое истинное „Я“. Этот Христос, или Божественный человек, является реальной человеческой надеждой на спасение – это живой Посредник между абстрактным Божеством и смертным человеком. Именно таким образом надо понимать слова Иисуса: „Я есть путь и истина и жизнь: никто не приходит к Отцу как только через Меня“. (Очевидно, что это не только путь, но и смысл и цель жизни на земле).

       *  Платон (Аристокл), древнегреческий философ.

            В диалогах Горгий, Теэтет, Федон, Республика (Лит-ра, п.6) этика Платона получает аскетическую направленность: он требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. Согласно его представлениям задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.

    *  Артур Шопенгауэр, немецкий философ, один из самых известных мыслителей иррационализма.

            В своем философском труде „Мир как воля и представление“ (Лит-ра, п.6) отмечает, что кроме художественного прозрения в сущность мира, есть еще другой путь к освобождению себя от страданий, это углубление в моральный смысл бытия. Моральную проблему Шопенгауэр тесно связывает с вопросом о свободе воли. Воля едина, но она включает в себя мистическим образом множественность потенций объективизации в виде Идеи, некоторую множественность и умопостижимость характеров, численно равную числу человеческих индивидов в опыте. Характер каждого человека строго детерминирован. Он прирожден, эмпиричен и постоянен. Утверждение воли к жизни есть исконная вина каждого индивида, отрицание воли к жизни – единственный путь к искуплению. Конечный путь системы Шопенгауэра – учение о Нирване – небытие воли. Это небытие не есть голое отрицание бытия. Возвратившаяся в свое лоно – это „царство благодати“.

        *  Иммануил Кант, немецкий философ.

            В книге Толстого Л.Н. „Круг чтения“ (Лит-ра, п.4, т.1, стр.388) приводится высказывание Иммануила Канта: „Тогда только можно с полным основанием сказать, что пришло к нам Царствие Божье, когда открыто признана будет необходимость перехода церковной веры во всеобщую разумную религию. Пусть полное осуществление этого царствия бесконечно удалено от нас, но в этом установлении всеобщей разумной религии вместо церковных вер, как в развивающемся и потом размножающемся зародыше содержится уже все то, что должно просветить мир и овладеть им. В жизни мира тысячи лет как один день. Мы должны терпеливо работать над этим осуществлением и ждать его.“

     *  Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ, один из творцов немецкой        классической философии.

            В диалектике Гегеля скрыт сам процесс эволюции сознания и жизни на земле и конечная ее цель (Лит-ра, п.6): „Необходимость и движущее начало диалектического процесса заключается в самом понятии абсолютного. Как таковое, оно не может относиться просто отрицательно к своему противоположному (не абсолютному, конечно), оно должно заключать его в самом себе, так как иначе, если бы оно имело его вне себя, то оно им ограничивалось бы, конечное было бы самостоятельным пределом абсолютного, которое таким образом самопревратилось бы в конечное. Следовательно, истинный характер абсолютного выражается в его отрицании, в положении им своего противоположного или другого, а это другое, как предлагаемое самим абсолютным, есть его собственное отражение, и в этом своем небытии или инобытии абсолютное находит себя и возвращается к себе как осуществленное единство себя и своего другого. Скрытая во всем сила абсолютной истины расторгает ограниченность частных определений, выводит их из их косности, заставляет переходить одно в другое и возвращаться к себе в новой, более истинной форме. В этом всепроникающем и всеобразующем движении весь смысл и вся истина существования.“

   *  Лев Николаевич Толстой, 28.08.1828 г.рожд., Ясная Поляна Тульской области, великий русский писатель и мыслитель.

            (Лит-ра, п.4, т.2, стр.233) В обращении к кружку молодежи Л.Н.Толстой говорил: „Спасение наше теперь в одном: в признании того, что истинная жизнь наша не в теле нашем, а в духе божьем, который живет в нас, и что поэтому все те усилия, которые мы клали прежде на улучшение нашей телесной, как отдельной, так и общественной, мы можем и должны класть на одно-единственное нужное и важное для человека дело, чтобы каждому в самом себе воспитывать и утверждать любовь не только к любящим нас, а, как говорил Христос, ко всем людям и, в особенности, к чуждым нам людям, к ненавидящим нас… Перемена эта не только не невозможна, но, напротив, только она может вывести людей из тех бедствий, от которых оно страдают, и потому перемена эта неизбежно, рано или поздно, должна совершиться…

            Как растет человек, так растет и человечество. Сознание любви росло, растет в нем и доросло в наше время до того, что мы не можем не видеть, что оно должно спасти нас и стать основой нашей жизни. Ведь то, что теперь делается, это последние судороги умирающей, насильнической, злобной, не любовной жизни… И не может не быть ясно, что единственное, самое простое и легкое спасение от всего этого есть сознание основного начала жизни всех людей – любви – этого начала, которое неизбежно, без всякого усилия заменяет величайшее зло величайшим благом.“

       *  Игорь Прокопенко, российский документалист, журналист и телеведущий.

            „Тайны космоса“ (Лит-ра, п.5) Игоря Прокопенко – это уникальная книга, где собраны новейшие открытия, версии и гипотезы ученых и исследователей, которые противоречат фундаментальным законам и основам материалистической Науки. Оригинальны выводы и утверждения самого автора по многим, приводимым в книге, аргументам и фактам, касающихся перспектив эволюции сознания и жизни на Земле. Игорь Прокопенко (Лит-ра, п.5, часть пятая, гл.2) отмечает: „Совершенные технические средства каждый день дают такое количество информации об окружающей нас Вселенной, что человечеству и не снилось за всю историю своего существования. И эта информация не умещается в наши привычные представления. Поэтому и паникуют ученые, потому и сыплют апокалиптическими прогнозами. Вадим Бурлак, писатель, путешественник, автор множества работ по исследованию пророчеств Апокалипсиса собрал одну из самых больших в мире коллекций предсказаний конца света. Глобальная катастрофа может произойти в любое мгновение: астероидная атака, нашествие внеземных захватчиков, климатические катастрофы и страшные землетрясения и мн.др.“

            Вместе с тем (Лит-ра, п.5, Послесловие) согласно теории К.Э.Циолковского, которую разделяют многие современные ученые, космос не только обитаем, но и высокоорганизован в „социальном“ плане. Космос бесконечен, и в нем существует несметное количество различных, высокоразвитых цивилизаций, объединенных в Единое Космическое Сообщество. Войти в это Сообщество можно только на равных, и когда это произойдет, только тогда человечество будет ждать небывалый прогресс в науке, технике, искусстве.

            „Таков был план Циолковского для землян на ближайшие миллионы лет!“- восклицает Игорь Прокопенко.

            Вы ознакомились с отдельными представлениями о перспективах эволюции сознания и жизни на земле. В действительности, эта информация огромная. Каждый представитель философии, науки, религии, искусства имел свою точку зрения по данной проблеме. Вместе с тем большое количество концепций древнего мира и средневековья остаются под покровом различных систем символов, в которых современный интеллект, в большинстве случаев, пытается найти определенный исторический смысл или воспринимает их буквально.

            Игорь Прокопенко (Лит-ра, п.5, стр.223-224) пишет: „Во многих источниках встречаются упоминания не только о селекции богами человека, но и о скрещивании людей с животными для выведения новых видов. Так в Австралии и Южной Африке были обнаружены наскальные рисунки кентавров – коней с человеческими головами. Как установил американский антрополог Кристофор Чиппендейл, возраст найденных изображений – более 5000 лет. Вспомним также изображение египетского бога мудрости и знаний Тота. Его тело как у обычного человека, а вместо лица – голова ибиса.“

            Мэнли Холл (Лит-ра, п.3,стр.30) разъясняет: „Символы – язык древних мистерий. На самом деле, это язык не только мистицизма, но и всей природы, потому что каждый Закон и сила, действующие во Вселенной, проявляются и становятся доступными ограниченным чувственным восприятиям человека посредством символов. Каждая форма, существующая в разнообразных сферах бытия – символ божественной активности, продуктом которой оно является. С помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы возможности языка. Мистерии выбрали символы как гораздо более изобретательный и идеальный метод сохранения своего трансцендентного знания. В одной и той же фигуре символ может быть и скрытым и ясным, потому что для мудрого символ ясен, в то время как  для обычного человека фигура остается непостижимой.“

            В древних ритуалах посвящения (Лит-ра, п.3, стр.196) персидских, греческих и  египетских мистерий жрецы появлялись в виде составных созданий, символизируя тем самым различные аспекты человеческого сознания. В общем, это было символическим выражением определенных духовных и трансцендентных истин, которые скрывались от непросвященных. У кентавра верхняя часть туловища была человеческой, а нижняя – лошадиной. Единорог имел тело лошади, слоновые ноги и хвост дикого кабана. В церемониях посвящения египетские жрецы носили маски в форме головы ибиса, представляя этим атрибуты Тота Гермеса. (Лит-ра, п.3, стр.74) Египтяне уподобляли человечество стаду овец, верховный и непостижимый Отец был Пастухом, а Гермес – его овчаркой, сторожевым псом. Поэтому часто Гермес изображался с головой собаки.

            (Лит-ра, п.3, стр.79) В Британском музее есть примечательный документ – известный как манускрипт Троано, написанный около 3500 лет назад индейцами Майя с полуострова Юкатан. В этом документе содержится полное описание катаклизма, в результате которого Атлантида погрузилась на дно океана. (Лит-ра, п.3, стр.62) Краутор, комментируя описание Платона об Атлантиде, утверждал, что египетские жрецы говорили об истории Атлантиды, написанной на столбах, которые еще были сохранны около 300г. до н.э. Однако Платоновская Атлантида символизирует тройную природу вселенной и человеческого тела. Десять царей Атлантиды являются числом, рождающимся из пяти пар противоположностей, философски десять островов символизируют тройную силу Высшего Божества и семи регентов. Ее погружение в пучину моря означает нисхождение рационального организованного сознания в иллюзорный зыбкий мир иррационального смертного невежества. Как погружение Атлантиды в морские пучины, так и Библейская история о „падении человека“ означает духовное вырождение как неизбежное условие эволюции сознания. История Атлантиды, – пишет Игнаций Донелли, – есть ключ к греческой мифологии.

            „Мозаика“ представлений о дальнейшем развитии эволюции сознания, жизни и человеческого существа чрезвычайно сложна и многогранна, и именно это обстоятельство подтверждает сказанное Шри Ауробиндо, что постичь эти тайны посредством разделенного сознания и разума невозможно. Развивая наши знания, основываясь на материальном расширении Жизни, мы не можем даже представить себе, как это было с Дарвинской обезьяной, что ждет нас впереди и куда повернет дальнейшее эволюционное развитие.

            Шри Ауробиндо во второй части „Жизнь Божественная“ (гл.XXV-XXVIII) освещает эту „мозаику“ – плод интуитивного понимания вещей – истинным светом, которая начинает светиться светом, содержащихся в ней истин.

2. УСЛОВИЯ ПОЛНОГО ПОЯВЛЕНИЯ ДУШИ И НАСТОЯЩЕЙ ГАРМОНИЗАЦИИ НАШЕГО СУЩЕСТВА И НАШЕЙ ЖИЗНИ

             Человек действительно преуспел в том, чтобы установить в себе некий регулируемый хаос или организованную путаницу, либо, по меньшей мере, преуспел в мысли, что это он направляет себя с помощью своего разума и воли, даже если на самом деле это направление лишь частично. На самом деле, есть лишь преобладание принципа разума. А по части всего остального – неустойчивое равновесие личности. Все должно быть переходным, пока первая, хотя и не окончательная, истинная гармонизация не будет достигнута благодаря открытию нашего настоящего центра. Ведь истинным центральным существом является душа, но это существо стоит позади, и в большинстве человеческих природ является лишь тайным свидетелем или, можно сказать, конституционным правителем, который позволяет своим министрам править за него, предоставляет им свою империю, молча соглашается с их решениями и лишь потом вставляет свое слово, которое они могут отвергнуть и действовать по-другому. Когда душа достаточно развита и сильна – она может выйти вперед и взять под контроль природу. Именно благодаря этому выходу вперед истинного монарха и взятия им правления в свои руки может произойти настоящая гармонизация нашего существа и нашей жизни…