Шри Ауробиндо и Мать

Работы Матери, написанные в период совместной деятельности с Шри Ауробиндо – источник глубоких идей и практических советов для тех, кто решил посвятить себя Божественному, а также и для более широкого круга людей, получивших божественный позыв о своем обращении к нему.

            Период интенсивной практики Матери Йоги (1912г.-1919г.) можно рассматривать как период ее духовного становления, и это прослеживается в работе Матери „Молитвы и медитации“. Важной вехой в духовной практике Матери – приезд а Ашрам Шри Ауробиндо (29.03.1914г.). По ее признанию здесь в Пондичери она поняла, что еще очень далека от того, что стремилась реализовать, и все прошлые методы и привычки больше не могут использоваться. Это признание Матери указывает на степень ее возвышенного и искреннего стремления к Божественному, ее большие потенциальные возможности, созревшие для реализации. Обращаясь к Божественному, будучи еще подростком, ее стремления и движения сводились к страстному желанию отождествиться с Божественным, а для того, чтобы преобразовать жизнь и сознание, по ее мнению, решающим факторами являются Божественная Любовь и Божественная Милость. Главное свое предназначение она видела в том, чтобы быть заступницей тех, кто погружен в боль и страдание, быть представителем всей земли. „Позволь мне стать представителем всей земли – молилась она – дабы объединенная с моим сознанием она смогла всецело отдаться Тебе“.            Первоначально „Молитвы и медитации“ были написаны по-французски. Их выборочный перевод на английский язык был сделан Шри Ауробиндо. В тексте они обозначены знаком (*). Отношение Ауробиндо к „Молитвам и медитациям“ Матери кратко и емко отражено в приложении к этой работе (четыре письма Шри Ауробиндо). В ней отмечено, что „Молитвы“, по большей части, написаны при отождествлении с земным сознанием, и в них Мать низшей природы обращается к Матери высшей природы; Мать же в целях трансформации выполняет садхану земного сознания, обращаясь к себе высшей, от которой исходят преображающие силы. Это продолжается до тех пор, пока не наступит отождествление земного сознания с высшим. „Молитвы“ Матери предназначены для того, чтобы показать нам – устремляющейся психике – как нужно молиться Божественному.

            Работа „Мать“ Шри Ауробиндо имеет особое значение для понимания интегральной йоги, и не только, в ней очень тонко обоснованы принципы и раскрыта суть отношения и связи матери с садхаками. Именно в этих целях Шри Ауробиндо дал подробное и всестороннее описание женского принципа Бытия – Божественной Матери – составляющего вместе с мужским принципом Бытия – Богом Отцом – Изначальное Единое. „Мать не только управляет свыше, но и сама нисходит в эту низшую Вселенную трех миров, – писал Шри Ауробиндо. Движимая таинственным указом Всевышнего произвести на свет то, что пребывало в бесконечности лишь в скрытом виде, она соглашается на высочайшую жертву и одевает на себя, подобно маске, образ и формы Неведения. Только так возможно этот мир возвысить к Свету, радости, Правде, к Жизни вечной.“ Именно в этом состоит роль, значение и место Матери в Ашраме. Божественная Мать, принимающая внешний вид человека, надевает на себя внешнюю человеческую природу для того, чтобы проторить путь и показать его человеческим существам, но не переставая при этом быть Божеством. Мать была внутренне выше человека, даже в детстве, но когда у нее стало активной психическое существо, она могла исполнить роль посредника между человеческой личностью и Божественной Природой.

            С практической точки зрения, в работе „Мать“ Шри Ауробиндо описывает условия и пути выполнения садханы, установления прямой связи садхаков с Божественной Матерью (Матерью) и способы налаживания с Ней личных отношений. Если вы не противитесь преобразованию, отмечается в работе, – отдайте себя без усилий и сопротивления в руки Матери и ее Могуществ и полностью откройтесь ее влиянию. Для этого вам нужны три качества – сознание, гибкость и беззаветная преданность. Шри Ауробиндо через призму роли Матери рассматривает всю систему взаимоотношений в Ашраме и выполнения садханы, а также освещает способы действия Матери, незаурядные ее способности.

            Содержание книг „Вопросы и ответы“, 1929г. и „Вопросы и ответы“, 1953г. указывает на зрелость Матери в духовном отношении. Мать глубоко раскрывает суть Интегральной Йоги, охватывая широкий круг проблем духовного, оккультного и практического характера, пути и средства преобразования человеческого существа и его частей, психической, духовной и супраментальной трансформации и создания сакраментальных существ. Рассматриваются многие другие вопросы, представляющие живой интерес учеников.