Этой работы могло и не быть, если бы не одно обстоятельство. В утвержденияхпосвященных и в духовной практике духовных искателей часто отдается предпочтениеразработанному матерью направлению эволюционного развития, который отражен вкнигах Сатпрема. На эти источники иногда делают ссылки в своих трудах современныефилософы. В действительности, этот путь о трансформации тела, как способа ипроцесса перехода к следующему виду человечества, всецело противоречит духовномувидению Шри Ауробиндо о трансформации человеческого существа, творениигностического индивида и божественной жизни на Земле. Следовательно, возникланеобходимость рассмотреть возникшие противоречия, причины их возникновения, иосветить их духовным светом истин, стоящих за ними. Представляет также интерес то,что именно способствовало этой метаморфозе взгляда Матери в вопросах дальнейшегоразвития эволюции человеческого индивида и человечества.
После ухода Шри Ауробиндо руководство Ашрамом и весь груз нерешенныхпроблем легли на плечи Матери; она же выполняла роль гуру и организовываладуховную практику садхаков. Вместе с тем, у нее были очень серьезные проблемы создоровьем, которое постоянно ухудшалось. В таких обстоятельствах Мать вспомнилапрактику оккультизма, приобретенную в Алжире под руководством Макса Теона (л.9стр.82). Начиная с опыта в Тлесмене, относящегося к молодости Матери, онанеоднократно имела возможность исследовать смерть – феномен „трупа“. Поэтомунавязчивой идеей для Матери стала трансформация своего тела, которое, по ее мнению,является связующим звеном между тем, что есть, и тем, что должно быть. Судя пословам Матери 30.03.1972г. (л.6), она в течение 58 лет с момента приезда в Ашрамработала для того, чтобы тело стало прозрачным и нематериальным, наскольковозможно, с тем, чтобы не препятствовать входящей Силе. Теперь само тело хочет этоговсеми своими клетками. Это его единственная цель в жизни. Необходимо попытатьсясоздать на Земле хотя бы один совершенно прозрачный элемент, который позволил быСиле пройти без искажения.
В наиболее близкое окружение Матери входили – телохранитель Пранаб, докторСаньял, ее помощник Чампаклал (он также был помощником и у Шри Ауробиндо) идевушка, служившая Матери. Но наиболее близким человеком, кому она доверяла и скоторым часто встречалась и беседовала, был Сатпрем. В нем Мать нашла своегоединомышленника и активно, по-своему, формировала его взгляды и представления. Пословам Сатпрема, никто из окружающих не понимал ее, считали, что она уже стара,немощна, впала в детство. Мать была довольна работой Сатпрема, говорила, что онаприносит большую пользу, и Сатпрем делает все в точности так, как она хочет. Вдействительности, она часто видела то, что хотела видеть, и ощущала то, что хотелаощущать, используя из своей памяти то, что можно было использовать для выражениясвоих переживаний. Все же, Мать сомневалась в достижении своей заветной цели. Онаиногда говорила, что не знает куда идет, то ли по направлению к трансформации тела,то ли по направлению к концу…