Предисловие к Книге 1. Вездесущая Реальность и Вселенная

Индийские риши, мудрецы Вед и Веданты целиком полагались на интуицию и духовный опыт. Но век интуитивного знания, представленный ранними Ведантными размышлениями Упанишад должен был уступить место веку рационального знания. Шри Ауробиндо отмечал, „что этот процесс, кажущийся нисхождением, на самом деле является кругом прогресса, так как впоследствии подготавливается более полная гармония частей нашего сознания“. Именно эту, более полную гармонию мы видим в духовном наследии Шри Ауробиндо. Сокровенные писания Арийского прошлого, недооцененные и полузабытые возвращены к жизни и представлены в новом свете. По своей глубине, широте охвата, универсальности его труды уникальны. Они не только плод глубоких интеллектуальных размышлений, но, в большей части, – это результат его собственных духовных переживаний и духовного опыта, полученного на прочном фундаменте своего всестороннего развитого интеллекта. Мысли Шри Ауробиндо, выражающие Божественную Истину, прозрачны и не оставляют места для искаженного их понимания и других толкований, и проливают яркий свет на проблемы инволюции Духа, сотворения Вселенной и Материи, Духовной эволюции и ее неизбежный продукт – Божественная Жизнь. Она раскрывает самые сокровенные тайны, волнующие умы и сердца людей. Однако, рациональное мышление большинства людей не может проникнуть в истину вещей.

            Мир Материи подтверждается нашим опытом физических чувств, которые в силу того, что сами по себе не могут воспринять что-либо нематериальное, будут убеждать нас, что супрачувственное нереально. Однако, в настоящее время в мире накоплено громадное количество фактов, которым Наука не может дать разумное определение, так как они противоречат фундаментальным законам, лежащим в ее основе. Более того, эти факты указывают на несостоятельность многих теорий, которые до недавнего времени считались незыблемыми. Это означает только одно, что их авторы, разрабатывая их, рассматривали только материалистический аспект проблемы без должной опоры на уже накопленный духовный опыт, ставший интеллектуальным дарованием. Ярким примером тому является разработанная Энштейном общая теория относительности. Безусловно, Энштейн внес большой вклад в продвижение Науки к истинам мироздания. Однако, по мере дальнейшего накопления научного опыта основные положения этой теории не всегда подтверждаются результатами более глубоких и всесторонних исследований. А это означает, что нужны новые подходы, учитывающие то, что не было учтено Энштейном.

            В „Божественной Жизни“ Пространство и Время суть то одно Сознательное-Бытие, обозревавшее себя в расширении, субъективно как Время, объективно как Пространство. Кардинальным фактом является то, что любое Пространство Время, как целое, является статусом бытия, в котором есть движение сознания и силы бытия, движение, которое создает или проявляет события и присходящее. Именно отношение видящего сознания и силы, формулирующей происходящее, отношение, внутренне присущее статусу, определяет ощущение Времени, и создает наше осознание движения Времени, связь Времени, меры Времени. Восприятие Времени и движение Времени – относительны, но само Время реально и вечно. Более того, каждое состояние сознания имеет другую временную связь.  Время в сознании Разума и Пространство Разума имеют не то же самое ощущение и меру своих движений, как в физическом Пространстве; движение происходит быстрее или медленнее в соответствии с состоянием сознания. Каждое состояние сознания имеет свое собственное Время, и все же, могут существовать связи Времен между ними. Это очевидно во время сна, когда длинная последовательность событий может произойти в период, соответствующий секунде или секундам физического Времени. В недвижимом статусе “я“, в его сущностном существовании нет развития сознания в движении или присходящего; это то, что мы различаем как безвременную вечность – это духовный статус существования, фундаментальная духовная реальность Пространства-Времени, источник всех ее движений.

            Энштейн не смог проникнуть в сокровенный смысл Пространства и Времени, учесть тайные связи между статусами Пространства-Времени. Он был убежденным рационалистом, считал, что физика должна представлять действительность о пространстве и времени без мистических дальновидностей; веру в Бога и бессмертие Души относил к слабости человеческого существа. Однако интуиция всегда посещала его, и Душа своим вечным и неугасимым факелом озаряла его земной путь.

            Более чем убедительным является высказывание Шри Ауробиндо о Дарвинизме. „Формула Дарвина о выживании наиболее приспособленного – отмечает он – долгое время используется для того, чтобы слишком далеко расширить агрессивный принцип Жизни, витальную эгоистичность индивида, инстинкт и процесс само-сохранения, само-утверждения и агрессивной жизни. Ибо эти первые состояния Жизни содержат в себе семена нового принципа и другого состояния, когда Разум развивается вверх к Сверхразуму и Духу.“

            Становится ясно, что в действительности способности нашего тотального сознания намного превышают возможности наших органов чувств, и эти органы являются лишь привычными инструментами, а не генераторами знания. Помимо подсознательного в нас существует и сверхсознательное, некий диапазон сознательных дарований, и поэтому существует организация сознания, высоко поднимающаяся над психической формацией, которую мы называем ментальностью. Существуют не только супрафизические реальности, а также супрафизические чувства, тонкие органы в тонком теле и средства тонкого видения и переживания. Именно они могут привести нас в контакт с другими реальностями. Мы стоим на самой границе непознаваемого, невыразимого, и вглядываемся в запредельное. Мы должны отважиться – говорил Шри Ауробиндо – спуститься ниже видимой поверхности вещей, на которой разум любит пребывать, спуститься  для того, чтобы исследовать обширное и темное, проникнуть в бездонные глубины сознания и отождествить себя с ипостасями Бытия, которыми мы сейчас не обладаем. Именно проникнув в эти глубины, Шри Ауробиндо уже тогда знал, например, каковы будут результаты исследований, проводимые учеными в наше время на Большом Адронном Коллайдере. В Божественной Жизни утверждается, что …“Деля видимые молекулы или атомные образования на составные части, вплоть до отдельных атомов, и расщепляя последние на мельчайшие частицы, мы все еще вследствие природы Разума и Жизни, образовавших их, достигаем только некоторого рода предельного атомного существования, возможно не стабильного, но всегда реконструирующего себя в вечном потоке силы, феноменально, а не достигаем простого негативного расширения“. Следовательно, частица Хигса, из чего все, феноменально не существует, а сам процесс образования Материи и Вселенной рациональному мышлению не постичь. Первозданная плазма уже несла в себе, в силе Бытия результирующую Вселенную. Энергия, творящая миры, не может быть ничем иным, как Воля, а Воля есть только сознание, применяющее себя к работе и результату. Из семени развивается то, что уже заложено было в семени.

            По мере того, как передний край научного знания все более и более продвигается к границе, отделяющей материальное от нематериального, то высочайшими достижениями становятся такие, которые стремятся упростить и свести до исчезающей точки всю машинерию, при помощи которой достигаются столь значительные результаты – писал Шри Ауробиндо. Когда законы и силы супрафизического будут изучены в адекватной постановке, тогда неизбежно будут найдены средства, позволяющие Разуму непосредственно захватывать физическую энергию и направлять ее в точности в требуемое место. Там, когда мы сможем распознать это, лежат врата, открывающие необозримую перспективу будущего. Возможно это и есть ключ к пониманию одного из пророчеств Эдгара Кейси. Говоря об особой миссии России в становлении новой цивилизации он сказал, что новый лидер России неожиданно войдет во власть, благодаря силе своих новых совершенно уникальных технологий, о которых вся раса людей мечтала на протяжении всего своего существования. Он создаст уникальные машины, которые позволят ему и его соратникам стать фантастически сильными и могучими, почти как Боги.

            Назревает время, когда мир вплотную подходит к новому всеобъемлющему утверждению в мышлении и во внешнем и во внутреннем опыте, к новому богатому самосвершению в интегральном человеческом существовании как индивида, так и расы. Поэтому очень важно, чтобы люди осознали смысл своей жизни, который в настоящее время понимается упрощенно или вульгарно, и противоречиво. Значимость человека в этом мире состоит в том, что человек вносит в мир такое развитие сознания, в котором становится возможным его преображение при помощи совершенного само-раскрытия. Исполнить Бога в Жизни – вот настоящая зрелость человека, говорится в „Божественной Жизни“. Человек стартует с животной витальности и деятельности, но его цель – Божественное существование. Мы должны достичь высочайшего, не вычеркивая себя из космического существования. Это верховное исполнение подводит к реализации Всего в индивиде путем трансформации ограниченного эго в сознательный центр божественного единства и свободы.

            В связи с этим исключительное значение имеет доведение до умов и сердец людей, не ставших на путь истины, хотя бы основных положений, содержащихся в духовном наследии Шри Ауробиндо, с тем, чтобы переориентировать, перепрограммировать, просветить духовным светом их разум. Чтобы добраться до истин „Божественной Жизни“, необходимы развитый интеллект, успокоенный ум и высокое стремление. Важно постигать главное: наш материальный мир является лишь проявлением Божественного существования, Сознания-Силы и Блаженства. Истина-Сознание присутствуют во вселенной как упорядоченное самосознание, посредством которого Одно проявляет гармонию бесконечной потенциальной множественности. Истина-Сознание есть источник и держатель Закона в мире. Ее становление должно стать тем, что содержалось и было предначертано в его семени.

            Краткое и конспективное изложение одного из фундаментальных трудов Шри Ауробиндо „Божественная Жизнь“ возможно послужит этим целям. В нем полностью исключен элемент комментария и всецело сохранен способ выражения автора.

Аурел Талмацкий