Эгоистическая жизнь является только прелюдией подобно тому, как животная жизнь была только прелюдией к человеческой
Душа человека путешественница, странствует в этом цикле Брахмана, в грандиозной тотальности жизни, тотальности ипостасей, мнящая себя отделенной от Движущей Силы этого путешествия. Принятая им, она достигает своей цели Бессмертия Шветашватара Упанишада (1.6.)
Вселенная имеет смысл и цель и не является ни бесцельной иллюзией, ни какой-то случайностью. В постепенном раскрытии величайшей, трансцендентной, светлой Реальности заключается смысл вселенной. Это Существование полностью само-осознающее, и реализует себя в форме, раскрывает себя в индивиде. Это светлое Появление является той зарей, которую почитали древние Арийцы. Ее исполненное совершенство они увидели подобно тому, как если бы глаз видения расширился в чистейших небесах Разума.
Сознательное существование, вовлеченное в форму, приходит, по мере своей эволюции, к познанию себя посредством интуиции, само-видения, само-переживания. Оно становится собой в мире, познавая себя; оно познает себя, становясь собой. Именно это становление в разуме, жизни и теле является предначертанным преображением и определяет ценность индивидуального существования. Через индивида оно проявляется в мировой взаимосвязи. Вселенная и индивид являются двумя сущностными видимостями, в которые спускается верховная Реальность и через которые оно должно быть достигнуто в термины бытия. Это нисхождение само-сокрыто по своей природе; и в этом нисхождении есть последовательные уровни, каждый из которых скрыт под своей вуалью. Поэтому освобождение индивида неизбежно принимает форму восхождения. Ибо каждый следующий уровень в нисхождении Божественного является для человека ступенью его восхождения. Каждая оболочка, скрывающая неизвестного Бога, становится инструментом Его раскрытия.
Восхождение включает в себя несколько общих ступеней, которые можно описывать следующим образом. Эволюционно из Жизни мир пробирается вверх к Разуму, в котором единица начинает сознавать себя и мир, и в этом пробуждении вселенная приобретает средство, требуемое для ее верховной работы. Она обретает само-сознающую индивидуальность. Разум продолжает эту работу. Разум – это трудяга проницательного, но ограниченного интеллекта. Он берет путанный материал, поставляемый Жизнью, и после улучшения, адаптации, варьирования, классификации этого материала собственными силами передает его верховному Мастеру нашего божественного возмужания. Тот Мастер пребывает в Сверхразуме, ибо Сверхразум есть Сверхчеловек. Поэтому наш мир все еще должен подниматься за пределы Разума к более высокому принципу, более высокому статусу, более высокому динамизму.
За пределами жизни и разума спокойствие не является ни инерцией, ни изолирующим трансом сознания, а является концентрацией абсолютной силы и абсолютного само-осознания. За пределами жизни и разума спокойствие является действием безмерной энергии, и, в то же время, захватывающим невыразимым блаженством. В этом достижении, за пределами жизни и разума, наше неведение, ограниченное сознание реализует свет, слабым отражением которого оно было. Наши желания тонут в изобилии и свершении, к которым они смутно и безуспешно стремились даже в самой грубой материальной форме.
В своем восхождении вселенная и индивид необходимы друг другу. В действительности они всегда существуют друг для друга и извлекают из этого взаимную пользу. Вселенная есть растворение божественного Всего в бесконечном Пространстве и Времени. Индивид есть концентрация божественного Всего в пределах Пространства и Времени. Вселенная в бесконечном расширении ищет божественную тотальность, которой, как она чувствует, должна быть, но не может полностью это реализовать. Ведь в расширенном существовании правит множественная сумма, которая не может быть ни отправной, ни конечной точкой. По этой причине вселенная создает в себе само-сознательные сгустки Всего, через которые она может устремляться. Здесь подразумеваются сгустки верховного плана сознания вселенной.
С другой стороны, именно вселенная заставляет индивида реализовать себя. Она является его основанием, его средством, его полем, веществом божественной Работы. Более того, поскольку средоточие вселенской Жизни, представляющее индивида некими пределами и не свободно, то индивид неизбежно должен универсализироваться и обезличиться для проявления божественного Всего. И все же индивид призван сохранить сообразно его предназначению, даже когда максимально расширяется в универсальности сознания. Именно это нечто определит его персональность. В противном случае, индивид попросту пропустит свою цель, и божественная работа, для которой он был рожден, не будет выполнена. Ощущению этого таинственного трансцендентного нечто наша личность дает смутное и эгоистическое толкование.
Вселенная приходит к индивиду как Жизнь, как динамизм, полной тайной которого он должен овладеть и выстроить некий верховный порядок и некую еще нереализованную гармонию. В конце концов, именно это составляет реальное ощущение прогресса человека. Человек является величайшим из живых существ, поскольку он наиболее неудовлетворен и больше всех чувствует давление ограничений. Человек, возможно, единственное существо, способное с божественным безумием устремиться к далекому идеалу. Поэтому, с этой точки зрения, именно Сын Человека способен к верховной инкарнации Бога. Этот Человек есть Ману, мыслитель, Маномайя Пуруша, ментальная персона или Душа в разуме, как говорили древние мудрецы. Человек – зарождающаяся душа, базирующаяся в животном теле Материи, принимающее форму и использующее ее как среду, через которую Личность может иметь дело с субстанцией.
Здесь, в мире, в себе и вокруг себя, человек всегда встречает противоположности своего утверждения. Смерть всегда рядом, ограничение блокирует его бытие и опыт; ошибки, несознательность, слабость, инерция, горе, боль, зло постоянно противостоят его усилию. Здесь также он принуждается к отрицанию Бога, или, по крайней мере, кажется, что Божество отрицается или прячется в некоей видимости или исходе, отличающемся от истинной вечной реальности. Полностью отвергать реальность низшего отрицания или искать ухода от него как от гибельной иллюзии – означает сбрасывать проблему и уклоняться от своей работы. Для Жизни все эти вещи реальны, даже если они оказываются преходящими. Они и их противоположности: добро, знание, радость, удовольствие, жизнь, выносливость, сила, мощь, рост – являются самим материалом работы Жизни.
Вероятно, в действительности, эти отрицания являются результатом или, скорее, неотъемлемыми спутниками неправильной связи, поскольку она базируется на ложном представлении о том, чем является индивид во вселенной и, как следствие, на ложной позиции, занимаемой индивидом и вселенной по отношению к Богу и Природе. То, чем человек стал, не гармонирует как с миром, его местожительством, так и с тем, чем он должен стать. Они составляют только первые элементы работы, которую человек должен выполнить. Они образуют тот узкий путь, по которому Природа убегает из Материи.
И когда человек обратит Смерть в более совершенную жизнь, поднимет малые вещи человеческих ограничений в великие вещи божественной обширности, трансформирует страдание в блаженство, преобразует зло в надлежащее добро, переведет ошибки и ложь в их сокрытую истину, то тогда жертва будет принята, путешествие, предпринятое Небесами и Землей, завершится в блаженстве Всевышнего.
Однако сразу возникает вопрос: как такие противоположности могут обратиться друг в друга? С помощью какой алхимии свинец смертности может быть превращен в золото божественного Бытия? Это возможно лишь в том случае, если они противоположны не по сути, если они проявление одной Реальности, тождественной в субстанции. Тогда в действительности божественная трансмутация становится постижимой.
Поскольку все – одна Реальность, и это низшее отрицание тоже, то это другое противоречие или не-существование Сатчитананды является ничем иным, как самой Сатчитанандой. Эти отрицания можно постичь интеллектом, воспринять видением. В этом смысле решение может быть найдено как достаточный базис, на котором можно основывать переживания для практики божественной жизни. Ведь мы стоим на самой границе непознаваемого, невыразимого, и вглядываемся в запредельное. Чтобы сделать это, должны мы отважиться спуститься ниже видимой поверхности вещей, на которой разум любит пребывать, спуститься для того, чтобы исследовать обширное и темное, проникнуть в бездонные глубины сознания и отождествить себя с ипостасями бытия, которыми мы сейчас не обладаем. Человеческий язык – плохой помощник в таком деле, но, по крайней мере, мы можем найти в нем некоторые символы и образы, сможем вернуться из нашего исследования с некими ощутимыми намеками, которые помогут свету души и набросят на разум некое отражение невыразимого построения.
Если все в действительности Сатчитананда, то смерть, страдание, зло, ограничения могут быть только порождениями искаженного сознания, выпавшего в ошибку разделения и частного опыта. Это падение является отклонением от полного и чистого принятия Бога в себе и падение в разделяющее сознание. Это падение человека поэтически отражено в древнееврейской Книге Бытия. Впадение в разделяющее сознание тянет за собой всю цепочку двойственностей: жизнь и смерть, добро и зло, наслаждение и боль, насыщенность и желание. Искупление приходит с восстановлением духовного термина в сознании. Конечно, практические оценки, даваемые нашими чувствами и двойственным чувство-разумом, должны правильно отражать реальности нашего двойственного мира и быть принятыми нами в качестве стандарта обычного жизненного опыта до тех пор, пока не будет готова большая гармония, в которую наши чувственные инструменты смогут вступить и преобразовать себя без потери опоры на реальности, которые они представляют. В противном случае, это могло бы привести к серьезным нарушениям и неспособностям. Равным образом, расширение нашего ментального сознания за пределы опыта эгоистических двойственностей с новой формой тотального сознания могло бы легко внести сумятицу и неспособность к активной жизни в установленном порядке мировых относительностей. Это, без сомнения, является истоком предписания, наложенного в Гите на человека, знающего о том, что не следует возмущать базис жизни и базис мышления невежественных людей; ибо эти люди утратили бы собственную систему ценностей и не достигли бы более высокого основания. Поэтому верной целью человеческого продвижения должна всегда быть действенная и синтезная переинтерпретация, посредством которой закон того более широкого существования может быть представлен в новом порядке истин и в более непосредственной работе этих способностей над жизненным материалом вселенной.
Замена эгоистического представления на новое без адекватной базы знания может привести к замене старых идей на новые, но все же на ложные и произвольные идеи, и может насильственно вызвать беспорядок вместо того, чтобы внести регулируемое расстройство исправных ценностей. Такое расстройство часто знаменует рождение новых философий и религий и инициирует полезные революции. Но истинная цель станет достижимой лишь тогда, когда мы сможем сгруппировать вокруг правильного центрального представления обоснованное и действенное знание, в котором эгоистическая жизнь откроет все свои ценности в трансформированном и исправленном виде. Тогда мы овладеем тем новым порядком истин, с помощью которого сможем заменить на более божественную жизнь то существование, которое мы сейчас ведем.
Человечество должно идти через отречение эго от своей ложной точки зрения и ложных уверенностей. Целью человечества должен быть отказ от тех ценностей, которые являются порождением эгоистической точки зрения на вещи; его венцом должно стать превосхождение ограничения, неведения, смерти, страдания и зла. Это превосхождение, этот отказ невозможны здесь на земле и в нашей человеческой жизни. Не так-то легко обыденному разуму человека, всегда привязанному к своим прошлым и настоящим связям, постичь то существование. Наше положение по отношению к возможной высочайшей эволюции во многом напоминает положение первозданной Обезьяны теории Дарвина. Для той обезьяны было бы невозможным постичь, что когда-то наступит день некоего животного на земле, которое будет использовать новое дарование, называемое разумом, и что это животное с помощью новой своей мощи превзойдет свои инстинкты и привычки, изменит условия своей физической жизни, разовьет сознательные методы своего ментального и духовного развития.
В свою очередь, человек в состоянии постичь более высокое существование и даже исследовать свое персональное восхождение в то существование. Однако сегодня его идея о верховном состоянии является абсолютом всего, что позитивно в его собственном представлении и желаемо в его собственном инстинктивном стремлении. Его мечта о Боге и Небесах в действительности является мечтой своего собственного совершенства. И все же самому принципу разума присуще утверждение Трансцендентности. Его взгляд, его цель заключается не в переходе от большей ошибки к меньшей; разум предполагает позитивную, предсуществующую Истину, к которой мы можем последовательно двигаться через двойственности верного и неверного знания. Ошибка практического рассудка заключается в преувеличенной подчиненности кажущемуся факту, который он может непосредственно чувствовать как реальный, а также недостаточная отвага выведения глубочайших фактов потенциальности до их логического заключения. То, что есть, является реализацией предшествующей потенциальности. Если мы знаем причины ошибки, страдания, боли, смерти, то мы можем трудиться с некоторой надеждой их устранения. Ибо знание есть сила и господство.
Наука, по мере накопления знаний, грезит о регулируемом рождении и вечной жизни к покорению других планет и звездных систем, к разработке совершенных технологий, к постижению других параллельных миров и многое другое. Но мы ограничены в силу того, что стремимся к вторичным постижениям, а не к коренному знанию, потому что мы познаем лишь ход вещей, глубинные процессы, а не их сущность. Но если мы могли бы охватить сущностную природу и сущностную причину ошибки, страдания и смерти, то мы могли бы надеяться достичь господства над ними, которое было бы не относительным, а полным. Это восстановление может осуществиться при правильном участии индивида в сознании тотальности и в сознании трансцендентности, представляемой тотальностью.
Подведем итоги.
Проявление божественного Сознательного Бытия в тотальности физической Природы служит основанием для существования человека в материальной вселенной. Именно проявление того Сознательного Бытия в инволюционных и неизбежно эволюционирующих Жизни, Разуме и Сверхразуме служит условием нашей деятельности.
Эгоистическая формация – это промежуточный решающий фактор, позволяющий Одному появиться как сознательное Множество из той тотальности, которую мы называем подсознательным – хрдья самудра, серединного океана Риг Веды.
Двойственности служат первыми образованиями эгоистического сознания и являются естественным и неизбежным продуктом его попытки реализовать единство в своей искусственной конструкции. Позже, при достижении определенного этапа эволюции, растворении этой этой эгоистической конструкции путем само-открытия индивида во вселенной и к Богу, служат средством того верховного исполнения.
Эгоистическая жизнь является только прелюдией подобно тому, как животная жизнь была только прелюдией к человеческой. Это верховное исполнение подводит к реализации Всего в индивиде путем трансформации ограниченного эго в сознательный центр божественного единства и свободы.
Божественным результатом, к которому движутся циклы нашей эволюции, явится истечение бесконечного абсолютного Существования, Истины, Добра и Восторга бытия на Множественность мира. Это верховное рождение, которое материальная Природа содержит в себе, и этим путем она стремится к освобождению.
Аурел Талмацкий