Обыкновенное чудо и Сверхразум

Эволюция не завершена, разум не есть

последнее слово, мыслящее животное

не есть высший идеал Природы. Так же

как человек произошел от животного,

так и от человека произойдет сверхчеловек.

                                                Шри Ауробиндо

Передвигая с места на место котельцы-фортан, которые ранее были уложены стороной с прямоугольными пустотами вниз, чтобы вода и мороз их не разрушили, я нашел в одной из таких пустот «яйцо»-домик ø 150 х 90 мм идеальной формы. Как потом выяснилось, их сконструировали осы для закладки своих яиц и выводка своего молодого пополнения. Когда скорлупа была разрушена, я с восхищением увидел внутреннюю конструкцию (см. фото), состоящую из шести уровней. Первая – фундамент со стороны основания яйца, а шестая, самая маленькая наверху, где я насчитал 80 гнездышек. Всего домик был рассчитан на 1200 мест. Уровни или этажи были скреплены друг c другом при помощи острых иголок. Прошу обратить внимание, что на скорлупе был предусмотрен только один вход – отверстие диаметром 9-10 мм.

Мы восхищаемся семью чудесами света, которые оставили нам на Земле предки. До сих пор ученые спорят, каким способом могли построить египетские пирамиды. А вот к таким чудесам, как то, что я нашел, люди уже привыкли – это обыкновенное чудо.

            Но давайте мы зададим себе вопрос – как могли «неразумные» осы в темноте, не мешая друг другу, построить совершенную конструкцию? Исходя из человеческой логики, для любого строительства должен быть проект, материал и умелые строители. У ос проекта не было, но свою конструкцию построили в безопасном месте, компактно из «подручных» материалов, с максимальным комфортом, а также с соблюдением всех санитарных норм. Сама планировка высокоэффективная – был использован буквально каждый кубический миллиметр объема. Объяснение всех этих явлений и множество других тайн нашей природы содержится в трудах индийского йогина, поэта и гуру Шри Ауробиндо, который родился 140 лет назад. В своих трудах он развил концепцию интегральной эволюции духа и материи.

            Ниже постараюсь осветить вкратце некоторые положения этого учения, имеющие отношения к моей находке.

***

            Есть «нечто», что мы склонны называть разумом и волей, которые действуют в материальной силе. Взаимодействие сил в атоме, молекуле, а также между различными химическими элементами как будто обладают разумным началом. Хотя эти наименования применительно к материи ложны, поскольку это «нечто» фактически не подобно нашей собственной воле и разуму. Исходя из этого, давайте назовем это скрытой, завуалированной интуицией самосуществования. Присутствие такой интуиции очевидно для нас на протяжении всей жизни. Мы можем говорить более уверенно о жизненной интуиции, которая стоит за процессами жизни и которая проявляется в ясной форме инстинкта. Инстинкт – это автоматическое понимание как нужно поступать, какое должно последовать действие или движение в тех или иных обстоятельствах. Очевидно, инстинкт должен иметь какой-то источник, и в этом источнике должна быть полная информация о цели, связи, явлении и необходимости именно этого действия, поскольку ум животного не понимает и даже не имеет представление, почему совершает то или иное действие.

            Любое животное имеет сознающий виталический ум, но в нем любое начинание чего-то более высокого или сложного является только первоначальным проблеском, грубым и незрелым намеком на рассудок. А у самых низких по своему строению существ даже такого намека на рассудок современная наука не обнаружила. Видимо за них «кто-то» думает, принимает решения и передает им их содержание в виде импульса (инстинкта) для совершения того или иного действия.

            Если мы соглашаемся, что не материя, а дух есть фундаментальная реальность, то все становится на свои места. Все что мы видим на нашем уровне существования – вселенная, материальный мир, природа, жизнь, ум – есть проявление другого уровня существования – уровня Божественного Сознания, Божественного Духа, Божественной Силы. Этот разум, очевидно, есть что-то несравненно более огромное в знании, неотразимое в собственной силе, чем умственный интеллект. Дух един везде и он знает все явления, видит полный смысл и значение, последовательность событий и постоянную возможность того, что проявляется в космическом пространстве. Шри Ауробиндо назвал это Божественным Сверхразумом.

            Сверхразум есть Божественная Сила, прямо сознающая истину – сила непосредственного и спонтанного знания. Она не зависит, как в интеллекте, от предписаний, логических шагов следования от известного к неизвестному. Скрытая или сокровенная сверхразумная сила наполняет все действия энергией и наполняла тогда, когда нас еще не было, до появления жизни на Земле. Именно она определяет то, что мы называем Законом Природы, поддерживает действие каждой вещи, обеспечивает точность, необратимость всех взаимодействий, гармонизирует и развивает целое.

            Ум в ходе эволюции появляется сначала от виталического ощущения, к явственному восприятию, затем появление виталического ума, способного на чувство, далее развивающий из него ум чувственного переживания и желания, сознательная воля, растущий рассудок и каждая стадия – это проявление все большей Скрытой Силы тайного Сверхразума и Духа.

            В самом начале Владыка Бог, пребывающий внутри всех творений на Земле, наполнял их действием Силы Божественной Интуиции и жизненных инстинктов самосуществования. Одна из первых человеческих цивилизаций не обладала разумом. Однако в ходе эволюции Божественный Сверхразум все более и более ограничивал Силу Божественной Интуиции, снижал уровень автоматизма принятия решений, и таким образом была вызвана необходимость развивать свой разум при помощи органов чувств. Это и есть сокровенный смысл изгнания Адама и Евы из Рая. Человек, подчиняясь Божественной Воле, подавил часть своих инстинктов, меньше стал надеяться на свою интуицию, начал развивать рассудок, логическое мышление, науку, искусство, религию.

            Животные, и все что ниже животного царства, так и остались «висеть» на Сверхразуме и пользоваться его «услугами», конечно, в различных соотношениях, не утруждаясь развить свой собственный рассудок. Осы, пчелы, муравьи, термиты и т.п. снабжены органами чувств и выступают в качестве инструмента для самовыражения и проявления всемогущественного Архитектора.

            Для самопроявления и самовыражения у Божественного Сверхразума есть все: Сознание, содержащее все проявленные формы (тела) нашего уровня существования и те, которые еще будут проявлены; поле проявления (материя), т.е. то, в чем он проявляет; и наконец, Божественная Воля, или по другому сказано Разумная Сила, Инструмент Духа, т.е. то, что занимается непосредственно процессом творения. Инструменты Божественного, являясь невидимыми, составляют целую Иерархию Существ Плана Божественного Существования. Дивные красоты вокруг нас, на Земле, в космическом пространстве доказывают о присутствии и власти Сверхразума в каждой точке и движении материального мира. Оно здесь и в наших телах. Сотворение человеческого тела – скрытая цель эволюции и ключ к тайне нашего существования.

                                                                                                                        Аурел Талмацкий