Семейный Блог „Жизнь с Мечтой“ (об Ауровиле)

Александр!

            С большим интересом я прочитал Вашу статью об Ауровиле. Статья емкая, объективная, и содержит „мелочи“, истины которых просматриваются за ними. Я полон противоречивых чувств, но самое главное из них – разочарование.

            Седоволосые, длинноволосые бабушки и дедушки не состоялись как духовные существа. А стремились ли они к этому в момент основания города, или у них была простая мечта о лучшей человеческой жизни?! Они прожили обычную или необычную человеческую жизнь в Неведении под пристальным вниманием всего мира.

            Для духовной трансформации человеческого существа, в том числе, и ауровильца, должна состояться первая, хотя и неокончательная, гармонизация сознания благодаря открытию нашей души. Но этот центр – душа нашего существа – стоит позади, и в большинстве человеческих природ оно является лишь тайным свидетелем. Но душа эволюционирует, растет на протяжении множества перевоплощений, и когда она достаточно сильна, может выйти вперед и взять под контроль природу. Только тогда может произойти настоящая гармонизация нашего существа и нашей жизни.

            Открытие в Ауровиле школ по развитию души и тела, духовная практика не приводят к ощутимым результатам, если не наступила и не наступает критическая точка развития души и внутреннего существа. Эту точку ауровильцы отодвинули на потом, созданием определенных „тепличных условий“: жизнь без политики, без настоящих экономических трудностей, жизненных стрессов и преград. Эволюционное намерение – пишет Шри Ауробиндо – действует как через добро, так и через зло, потому что замкнуться в ограниченном добре – стало бы заточением и зажало бы в тиски развертывающуюся эволюцию. Это только путь бегства персонального существа из неразрешенной сложности космического существования.

            Александр! Вы сформулировали очень точное определение: „Ауровильцы очень успешно замаскировались от внешнего мира и его пришельцев.“ А что им остается делать, если духовная эволюция не захватила их, они не могут оказать влияние на внешний мир и его пришельцев, продемонстрировать свои успехи в духовной трансформации сознания и жизни. А чем они занимаются видно итак. И в этом они преуспели – значит человеческая жизнь удалась.

            Однако меня тревожит другое, а именно, утверждение о том, что Шри Ауробиндо является одним из идейных основателей Ауровиля. Уверен, что просто использовано его имя. Да, он оставил духовное наследие, свои труды, но не идею создания такого города будущего. Я на протяжении не одного десятка лет изучаю труды Шри Ауробиндо и Матери (все переведенные на русский язык), и с уверенностью могу сказать, что эта идея является результатом поверхностного восприятия неизмеримо более глубоких и духовных мыслей Шри Ауробиндо.

            Наследие Шри Ауробиндо – плод его проникновения в суть Индийских Священных Писаний (Веды, Веданта, Упанишады и т.д.), и не только, он сам вошел в иные, божественные планы сознания и бытия, и в результате отождествления с ними и собственного переживания получал духовное знание и пришел к выводу о том, что эти планы являются различными шкалами одной ранжированной и переплетенной системы бытия, и поэтому составляют части одной комплексной вселенской системы. Наследие Шри Ауробиндо – неиссякаемый источник истин и тайн сотворения Вселенной и духовной эволюции на земле. В ней нет места любым экспериментам, и тот, кто присвоил Шри Ауробиндо авторство „Города Будущего“, невольно содействовал снижению интереса к его трудам. Именно так, как Амина Абсалямова, могут воспринимать работы Шри Ауробиндо и другие: „В общем, это уан мэн джаб – проект одного человека. Как и все в этом мире.“

            Для того, чтобы развеять такие сомнения, хотел бы очень кратко и предельно просто изложить ниже словами Шри Ауробиндо его видение по вопросам, содержащимся в Вашей статье. (Источник: „Жизнь Божественная“, часть II, разд. XXV-XXVIII). Если я что-то добавлю свое, это будет в скобках [ ].

            Наш несовершенный и невежественный разум определенно не является последним словом сознания, его крайней возможностью. Ибо суть сознания заключается в силе осознания себя и своих объектов, и по своей истинной природе эта сила должна быть прямой, полной и само-исполненной . В нас она не прямая, неполная, не исполненная в своих работах: его судьба – развиться в собственное совершенство, являющееся его настоящей природой.

            Это совершенное и естественное положение сознания является для нас сверхсознанием, которое находится за нашими пределами. Именно к этому сверхсознанию должно развиваться наше сознательное существо. Именно это мы назвали Гнозисом и должны расти в его природу. Жизнь, какой она является сейчас, несовершенна и эволюционирует через рост сознания, как и сознание эволюционирует через лучшую организацию и совершенствование жизни. Но для полного и совершенного осуществления эволюционного позыва, озарение светом Духа должно вобрать и переделать все существо, разум, жизнь и тело. Это должно быть переделкой внутреннего и внешнего существования с помощью его силы. [Перед смертью Мать проводила еще один „эксперимент“. Она попыталась трансформировать свое тело в божественное. Этот„эксперимент“ не дал никаких положительных изменений, что усилило противостояние между садхаками в Ашраме. Сразу же после смерти Матери Сатпрем был вынужден убежать из Ашрама для того, чтобы спасти свои многолетние записи о жизни Матери и Ашрама, и которые были потом изданы под названием „Агенда Матери“.]

            В настоящее время человечество претерпевает кризис, в котором сокрыт выбор его судьбы. Все что есть – это хаос сталкивающихся идей, побуждение индивидуальных и коллективных физических нужд и желаний и требования удовлетворения жизни индивидов, классов, наций, богатый нарост политических и экономических доктрин и концепций, во имя которых люди готовы притеснять и быть притесняемыми, убивать и быть убитыми с верой, что это путь к нечто идеальному. От духовного идеала остался лишь, на некоторое время, ментализированный и морализированный гуманитаризм, освобожденный от религиозной окраски, и социальная нравственность.

            К настоящему времени созданы индивидуальные и групповые гармонии относительной ограниченной полноты, достигнуты социальные сплоченности. Но в своей массе сформированные связи повсеместно сочетаются с несовершенной симпатией, несовершенным пониманием, борьбой, разногласием. То, что мы строим, является сконструированным единством, союзом интересов и эго, в которых интересы одних преобладают над интересами других, и лишь наполовину принятое и наполовину навязанное, наполовину естественное и наполовину искусственное соглашение удерживает социальное целое. [В Статье написано: „Принятие общих решений путем коллективных обсуждений было наиболее уязвимым в течение всего времени развития Ауровиля. Появились конфликты, противостояния, недопонимания.“]

            По мере того, как универсализированный духовный индивид будет сбрасывать ограниченную персональность и эго, по мере того, как он будет подниматься за пределы разума к более полному знанию в Сверхприроде, от него будут отпадать конфликтующие идеалы разума, но истина, стоящая за ними, сохранится в жизни Сверхприроды. Гностическое сознание является сознанием, в котором все противоречия устранены или растворены друг в друге в высшем свете видения и бытия, в объединяющем само-знании и знании мира.

            По мере того, как разум растет в гнозис, наше ментальное видение и действие, даже все еще ограниченное и зажатое в своих границах, становится гораздо более совершенным и действенным. Причины нашей неспособности и крушения наших планов начинают уменьшаться и исчезать. В гностическом существе мощь и действие сознания, сознательная мощь и сознательное действие достигнут больших значений, чем известны нам сейчас. Ведь везде, где растет сознание, растет и потенциальная сила и действенная мощь существования.

            В гностическом сознании различия будут вести к спонтанной естественной адаптации,  к богатому всестороннему исполнению вещи, которая должна быть коллективно познана, сделана, выработана в жизни. В коллективной гностической жизни согласованное единство гностической природы будет нести все расхождения в себе как собственное обилие и будет обращать многогранное мышление, действие, чувство в единство светлой целостности жизни.

            В гностическом способе будет связывать и скреплять все вместе не факт жизни, а общее сознание, консолидирующее общую жизнь. Целое образование общего существования будет само-построением духовных сил, которые должны спонтанно работать в такой жизни. Истина гностического сознания и существа, утверждающая себя, сможет найти гармонию со всеми другими истинами существ вокруг. Единство – базис гностического сознания, взаимность – естественный результат его прямого осознания тождества в разнообразии, гармония – неизбежная мощь выработки его силы. Поэтому единство, взаимность и гармония должны быть неизбежным законом общей или коллективной гностической жизни. В гностической жизни, в жизни сверхразума и сверхприроды само-осознающее духовное единство бытия и духовное сознательное сообщество и взаимообмен природы явятся глубокими и обширными корнями понимания. Эта более широкая жизнь разовьет новые высшие средства и силы внутреннего единения сознания с сознанием.

            Но даже когда достигнута поворотная точка и пересечена решающая линия, новая жизнь в своих началах должна будет пройти через период испытания и трудного развития. Индивиду будет трудно достичь полного изменения, оставаясь все еще заключенным в жизнь низшей природы. Фактически, здесь будет жизнь гностических существ в Неведении или рядом с ней, пытающаяся появиться в ней или из нее. Все же, законы этих двух жизней будут казаться противоположными и противоречить друг другу. Но считается, что новый и более полный свет принесет, также, новую и более полную силу. Поэтому новая жизнь может учредиться на множестве островков и оттуда распространяться через старую жизнь, бросая на нее свое влияние, постепенно проникая в нее, неся ей помощь и озарение. Спустя некоторое время новое стремление в человечестве начнет принимать и приветствовать новую жизнь. Влияние супраментального света на земле распространится и на жизнь Неведения и наложит на нее гармонию в пределах границ этой Жизни. [Не этим утверждением Шри Ауробиндо „об учреждении новой жизни на множестве островков“ но только по форме, а не по сути, руководствовалась Мать при основании Ауровиля?!].

            Полная чистота и само-обладание будут заложены в самом зерне природы нового сознания. Единственным правилом гностической жизни будет само-выражение Духа, воли Божественного Бытия. Эта воля, это само-выражение может проявляться через крайнюю простоту или крайнюю сложность и обилие или в их естественном балансе. Ведь красота и изобилие, скрытая сладость и смех в вещах, солнечный свет и радость жизни тоже являются силами и выражениями Духа. Дух внутри, определяющий во всех направлениях закон природы, будет определять и обрамление жизни, ее детали и обстоятельства. [Из Статьи: „Ауровиль представляет собой некую коммуну коммун. То есть, на всей территории Ауровиля существует несколько десятков общин, у каждой общины существует свое имя, некий кодекс правил приличия, свои занятия и деятельность.“] Во всем будет один и тот же гностический принцип. Ничто не будет препятствовать великому разнообразию и свободе само-выражения, основанного на основополагающем единстве, но везде будет гармония и истина порядка.

            Александр! Все вышеизложенное есть лишь небольшой аспект, сжатый до предела, видения Шри Ауробиндо истинного „Города Будущего“, гностической жизни на завершающем этапе эволюции сознания и жизни на земле. Он своеобразно подвел итоги тех концепций, доктрин, представлений и утверждений по данной проблеме, которые содержались в тех или иных формах в трудах мудрецов древних языческих мистерий, представителей множества философских систем, религий и искусства разных времен и народов.

Аурел Талмацкий